Технология грунтовки холста для живописи
Грунт для масляной живописи: подробный разбор
. Если кратко, то я бы сказала — берите холст с акриловым грунтом минимум в 3 слоя.
Но мы же с вами художественно грамотные ребята,
поэтому надо разобраться поподробнее!
Когда выбираете холст для живописи не маловажно обращать внимание, каким грунтом он покрыт. Грунтовка холста — это очень важный подготовительный этап. Грунт служит связующим звеном между холстом и красочным слоем. Влияет на долговечность и цвет красок.
Правильно подготовить холст — простирать, проклеить клеевым грунтом, затем загрунтовать в несколько слоёв и натянуть на подрамник — это целая наука. Если вам нужен нестандартный размер холста, но у вас мало опыта или времени на его подготовку, я рекомендую брать готовый проклеенный загрунтованный холст в рулонах от качественных производителей, чтобы просто натянуть на подрамник нужного размера.
Технология грунтовки холста для живописи
Итак, чем же все-таки отличаются подрамники и холсты от других производителей? Есть несколько причин почему стоит обратить внимание на продукцию Holstprom:
Технология изготовления модульного подрамника.
Подрамники изготавливаются из просушенной (от 8% до 13% влажности) сращеной сосновой рейки. Использование рейки именно с такими показателями позволяет делать подрамники, которые не будет «крутить» и «вести» со временем. Мастерская Holstprom дает бессрочную гарантию на свою продукцию.
Модульные подрамники делаются по технологии шип-паз и комплектуются клиньями. С помощью клиньев можно подтянуть провисший под влиянием времени и окружающей среды холст.
Технология проклейки холста.
1. Проклейка осуществляется классическим способом с помощью желатина животного происхождения в 2 — 3 слоя, после каждого слоя холсты тщательно слушаться при комнатной температуре с помощью сильной циркуляции воздуха в сушильной камере.
2. При изготовлении проклейки используется антисептик, а именно салициловая кислота. Благодаря этому холсты защищены от влияния окружающей среды и сохранят Ваши произведения на долгие годы.
3. Каждый слой проклейки делается максимально тонким, что позволяет холстам не терять своей гибкости и сохранить красочный слой картины.
4. Клей наносится таким способом, чтобы не пропитать ткань насквозь. Это так же сохраняет гибкость холста. Благодаря этому перетяжка, перевозка картин делается возможной и более безопасной.
5. После каждого слоя проклейки холст обрабатывается специальной бумагой для придания гладкости. При этом степень воздействия на саму ткань сохраняется минимальной.
Технология грунтования холста.
Грунтуются холсты акриловой краской марки Таир так же в несколько слоев ( 2-3 слоя ). Грунт наносится пульверизатором равномерным слоем по всей поверхности изделия. Акриловый грунт отлично подходит для любых типов краски, а акриловый грунт марки Таир отличается своей эластичностью. Слои грунта остаются исключительно на внешней стороне холста и не проникают в нити и между ними.
Ткань как основа для живописи. Виды художественных холстов.
Какой холст для живописи выбрать?
Вопрос на который было дано множество ответов, и мы тоже постараемся помочь и разобраться в этом вопросе. Есть множество тканевых основ каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Каждый тип холста подходит для разных техник и целей.
Синтетический холст
Давайте познакомимся поближе с данным видом холста. В России многие художники-живописцы крайне скептически относятся к холстам сделанным и полиэстера аргументируя это тем, что этот тип ткани не прошел проверку временем, и неизвестно как он себя поведет. Между тем холст сделанный из синтетики очень стремительно набирает популярность в западных странах, и льняные и хлопковые холсты стали отодвигаться на задний план. И действительно, как бы не двусмысленно это звучало, что как ни синтетика, пластик живет дольше всего на нашей планете. Синтетические холсты не подвержены влиянию влажности и температуры, и они намного дешевле своих собратьев. В скором времени мастерская Holstprom обязательно вернется к этому вопросу и скорее всего с новым, качественным и доступным продуктом.
Комбинированные холсты
Одной из разновидностью ткани как основы для живописи являются комбинированные холсты. Хлопок-полиэстер, хлопок-лён. Данный вид холстов внушает еще меньше доверия чем холсты сделанные из однородных материалов. Нити каждого материала ведут себя по разному при воздействии на них окружающей среды. Соответственно предугадать поведение ткани крайне сложно. Тем не менее этот вид ткани так же пользуется большой популярностью у начинающих художников и художников со стажем.
Хлопковые холсты
Самыми популярными на сегодняшний день холстами для живописи являются хлопковые. Они ценятся за свою низкую стоимость и однородную структуру. Холсты из хлопка идеально подходят для начинающих художников, но для живописи в целом их можно назвать даже губительными. Ткань из хлопка крайне чувствительна к воздействию окружающей среды, является гигроскопичным материалом и очень хорошо впитывает влагу в следствии чего меняет свою форму и жесткость. Такие холсты часто провисают и назвать их долгожителями просто невозможно.
Тем не менее хлопковые холсты привлекают внимание большого числа художников своей ценой. При правильном хранении и использовании холсты из хлопка так же могут сохранять свою прочность.
Льняные холсты
По праву самыми ценными и проверенными являются холсты из 100 % льна. Льняные холст считается самой надежной основой для живописи, многие известные произведения искусства дожили до наших дней только благодаря тому, что были написаны именно на льняных полотнах. Холсты из льна так же подразделяются на длинноволокнистые и коротковолокнистые. Коротковолокнистые льняные холсты производятся в России, Белоруссии и странах СНГ. Длинноволокнистые холсты в основном встречаются в странах Европы. Они производятся из европейского льна ( в основном бельгийского ), имеют однородную ровную структуру, более прочные, и менее подвержены воздействию на них факторов окружающей среды. Данный вид холстов на подрамнике, а именно холст итальянской фабрики Lanificio Prato, Вы можете приобрести в интернет-магазине Holstprom с доставкой по России и странам СНГ.
Виды подрамников для холста.
Древесина считается классическим материалом для изготовления подрамника. Как правило подрамник изготавливается из твердых пород дерева: сосна, бук, береза, осина, дуб. В России наибольшей популярностью пользуются подрамники из сосны, так как 16% всего лесного массива страны занимает как раз эта разновидность дерева.
Рейка подрамника обязательно проходит термическую обработку. Влажность рейки из которой производятся подрамники должна быть от 8% до 13%. Лучше всего использовать сращенную рейку, так как вероятность того, что подрамник поведет со временем значительно уменьшается.
Подрамники бывают 2 типов : модульный (с клиньями) и глухой.
Глухой подрамник.
Глухие подрамники используются в основном на небольших картинах. Так же отлично подходят для творческих студий и обучения. Картину на глухом подрамнике невозможно подтянуть если холст провиснет от воздействий окружающей среды. Единственный вариант — перетяжка на новый подрамник.
Модульный подрамник.
Модульный подрамник нашел гораздо больше одобрения и применения в современной живописи. Модульное соединения производиться по технологии шип-паз. К такому подрамнику прилагаются клинья, которые крепятся в соединение и с помощью воздействия на них молотком или другим предметом позволяют постепенно и равномерно раздвигать подрамник. В следствии этого провисший холст натягивается. Этот процесс можно производить до 4-6 раз что позволяет не меняя подрамник поддерживать эстетический вид картины на протяжении долгого времени.
Сравнить цены, качество и приобрести модульные подрамники из сращенной просушенной рейки вы можете в интернет магазине мастерской Holstprom.
Что делать если холст на подрамнике повело или скрутило?
Для начала давайте разберемся почему холст разворачивает и ведет со временем.
Происходит это по трем причинам:
— Рейка из которой был сделан подрамник недостаточно просушена. Как было написано в предыдущей статье при изготовлении подрамника должна использоваться только хорошо просушенная сращенная древесина. В противном случае дерево будет «досушиваться» будучи готовым изделием. Предугадать и предотвратить этот процесс будет невозможно.
— Воздействие тяжести и силы натяжки холста на подрамник слишком высокое. При высыхании проклейки и краски холст сжимается и сокращается. Это создает сильное напряжение и, учитывая физико-технические свойства древесины, холст может «заиграть» в разные стороны или еще хуже — вовсе сломаться.
— Высокая влажность окружающей среды. Древесина имеет свойство впитывать влагу и если картина или холст будет находиться в таком помещении долгое время — его может начать вести.
К сожалению единственным способом исправления является перетяжка картины на новый подрамник. В чем вам без труда и по приемлемым ценам помогут специалисты мастерской холстов на подрамнике Holstprom.
- Предисловие
- Применение различных материалов в пейзажной живописи
- Основа под живопись
- Холст
- Подрамник
- Натягивание холста на подрамник
- Увлажнение холста
- Проклеивание холста, 1 часть
- Проклеивание холста, 2 часть
- Грунтовка холста, 1 часть
- Грунтовка холста, 2 часть
- → Грунтовка холста, 3 часть
- Грунтованные холсты фабричного изготовления
- Холст на картоне
- Картон
- Текстолит
- Фанера
- Доски
- Тонирование грунта
- Масляные художественные краски
- Белые красящие вещества
- Жёлтые красящие вещества
- Красные красящие вещества
- Синие красящие вещества
- Зеленые красящие вещества
- Фиолетовые красящие вещества
- Коричневые красящие вещества
- Черные красящие вещества
- Палитра красящих веществ
- Масла, применяемые при изготовлении красок
- Способы самостоятельного приготовления масляных красок
- Выбор красок
- Смешивание красок
- Корпусные и лессирующие краски
- Краски для работы при сильном морозе
- Лаки
- Разжижители масляных красок
- Художественные принадлежности
- Рисунок и его значение в пейзажной живописи
- Материалы для рисунка, часть 1
- Материалы для рисунка, часть 2
- Материалы для рисунка, часть 3
- Техника рисунка
- Рисунок в творчестве некоторых известных художников
- Этюд, часть 1
- Этюд, часть 2
- Техника современной пейзажной живописи
Грунтовка холста, 3 часть
Поверхность выдержанного и хорошо просушенного полумасляного грунта нуждается в специальной обработке механическим или химическим путем. Пленка линоксина, покрывающая этот грунт, должна быть частично разрушена и снята шлифовкой порошком абразива, мелкой шкуркой или пемзой. После этого надо начисто удалить все следы абразива с поверхности грунта, протереть ее ватным тампоном, смоченным в бензине или уайт-спирите, и нанести тонкий слой хорошо уплотненного на солнце и воздухе масла, лучше всего орехового (но можно также подсолнечного или льняного). Отличные результаты дает покрытие тончайшим слоем мастиксового масляного лака, приготовленного из мастикса или фисташковой смолы, и уплотненного на солнце орехового, макового или подсолнечного масла. Хорош также лак-ретуше Вибера. Красками надо писать, пока слой масла или лака даёт отлип. Только в этом случае будет достигнуто прочное сцепление красок с грунтом.
Состав грунтов и проклеек:
Наименование слоев | Рыбный клей или желатин | Эмульсия ПВА | Вода | Мел | Белила цинковые | Глицерин | Масло подсолнечное | Масло касторовое | Антисептик: пентахлорфенолят натрия |
Клеевой грунт | |||||||||
1-я проклейка | 1 | 2 | 10—15 | — | — | — | — | — | 0,01 |
2-я проклейка | — | 1 | 1,5 | — | — | — | — | — | — |
Грунт для 1-го и последующих слоев | — | 1 | 2—4 | 0,75—1,5 | 0,75—1,5 | — | — | — | — |
Клееэмульсионный (комбинированный) грунт | |||||||||
1-я проклейка | 1 | 2 | 10—15 | — | — | — | — | — | 0,01 |
2-я проклейка | — | 1 | 1,5 | — | — | — | — | — | — |
Грунт для 1-го слоя | — | 1 | 2—4 | 0,75—1,5 | 0,75—1,5 | — | — | — | — |
Грунт для завершающего слоя | 1 | 0,4 | 15—17 | 2,0 | 2,0 | — | 0,8—1,0 | 0,2 | 0,01 |
Применение с этой целью скипидарных лаков—мастиксового, даммарного, фисташкового — не приводит к положительным результатам. Не помогают также протирка поверхности полумасляного грунта нашатырем, ацетоном, промывка водой с мылом или смесью пинена со спиртом.
Полумасляные грунты художник обычно приготовляют самостоятельно.
Масляные грунты представляют собой систему, состоящую из проклейки холста водным раствором животного клея и нескольких (1—3), слоев масляных, лучше всего свинцовых, белил.
Грунты этого вида применялись западноевропейскими живописцами: с начала возникновения масляной и масляно-лаковой живописи. На них писали многие русские художники XVIII века, особенно часто ими пользовались русские живописцы второй половины XIX и начала XX веков: в частности Айвазовский, Репин, Крамской, Левитан, Нестеров, Поленов.
Из советских пейзажистов на масляных грунтах постоянно писал Крымов, к ним прибегал Юон.
Масляные грунты для холста, выполненные надлежащим образом из качественных материалов с соблюдением необходимых технологических, особенностей, представляют собой хорошую основу для масляной живописи.
Приготовить самому масляную грунтовку на холсте несложно, но важно помнить условия, при которых получится вполне качественный грунт. Проклейку надо наносить очень тонким, ровным слоем, употребляя животные клеи средней крепости. Для мелкозернистого, плотного льняного холста вполне достаточно одной проклейки; для среднезернистых, менее плотных холстов требуются две проклейки, наносимые возможно более тонким слоем. Как уже отмечалось, перегрузка холста клеем при любом виде грунта недопустима. Она особенно опасна в масляных грунтах, так как в сильнейшей степени способствует жесткости, хрупкости и ломкости грунтового покрытия и приводит к его растрескиванию и разрушению.
При покрытии проклеенного холста свинцовыми масляными белилами или свинцово-цинковыми белилами их следует стирать на хорошо уплотненном, отбеленном, выдержанном длительное время на солнце подсолнечном или ореховом масле. Пленки этих масел впоследствии почти не желтеют.
Масляную краску наносят на холст очень тонким, ровным слоем, предварительно разбавив пасту краски уайт-спиритом или отбеленным на солнце маслом, смешанным в равной части с мастиксовым или даммарным лаком.
Для плотных мелкозернистых холстов достаточно одного слоя масляной краски, для среднезернистых, менее плотных, требуются два слоя, причем второй наносят только после полного просыхания первого в течение 10—12 суток.
Просушивание холстов с масляным грунтом требует не менее 1,5—2 месяцев, если они загрунтованы свинцовыми или свинцово-цинковыми белилами. В тех случаях, когда для грунтовки применялись масляные цинковые белила, холсты следует просушивать и выдерживать не менее 5—б месяцев.
Прежде чем работать на холсте, поверхность масляного грунта подвергают специальной механической или химической обработке, которая заключается в частичном удалении и разрушении поверхностного слоя масляной пленки белил.
Наилучший способ удаления этой пленки — шлифовка поверхностного слоя грунта мелким порошком абразива или мелкой шкуркой. Сошлифованная поверхность должна быть совершенно ровной и матовой. Перед самым началом живописи на этом грунте его протирают еще масляным лаком или облагороженным, уплотненным, на солнце маслом.
И как только его пленка начнет давать отлип, можно писать по грунту красками. В этом случае адгезия красок с грунтом будет наилучшей.
Масляные грунты имеют склонность к растрескиванию, иногда дают сильное отслаивание и осыпание красок. Объясняется это только тем, что художник не обрабатывал соответствующим образом их поверхность перед началом живописи и адгезия красок с грунтом оказалась крайне незначительна.
В. Д. Поленов, часто писавший на масляных грунтах, главным образом фабричного изготовления, следующим образом подготавливал их под живопись: промывал поверхность грунта мылом и чистой водой до тех пор, пока она не начинала смачиваться; после этого тщательно протирал ее тампоном ваты, смоченным смесью из спирта, воды и скипидара. В результате такой обработки верхний глянцевитый слой грунта слегка размягчался и становился до некоторой степени пористым, что обеспечивало в дальнейшем хорошее сцепление красок с грунтом.
На масляных грунтах писал И. К. Айвазовский. Отдельные его полотна, выполненные на холстах с масляным грунтом фабричного производства, со временем стали разрушаться: наблюдалось отслаивание и осыпание красок. По-видимому, в данном случае имело место применение художником холстов с сильно отвердевшим масляным грунтом, поверхностная пленка которого не была удалена или растравлена в необходимой степени тем или иным способом.
Из советских мастеров-пейзажистов постоянно писал на масляных грунтах Н. П. Крымов. Оп прочищал шкуркой натянутый на подрамник и проклеенный по собственному методу холст, а затем последовательно накладывал два тонких слоя свинцовых белил, стертых на облагороженном и уплотненном на солнце подсолнечном масле. Нанеся первый слой и хорошо просушив его 10—14 дней, он прокрывал холст вторым, очень тонким слоем. Загрунтованный таким образом холст выдерживался 3— 4 месяца. Он имел совершенно ровную, идеально белого цвета поверхность, исключительно приятную для живописи. Кроме того, грунт не вызывал чрезмерного пожухания или изменения первоначальной светосилы красок. Касаясь качества своих грунтов, Крымов отмечал: «На чистой белой и плотной поверхности такого грунта очень легко писать красками жиденько, нанося их чуть-чуть, а у зрителя создается впечатление, что красочной массы нанесено на холст много» (1) .
Синтетические грунты. В последние годы в ряде западноевропейских стран, в частности во Франции, известной фирмой по изготовлению различных материалов для художников — Лефран стали выпускаться грунтованные холсты, приготовленные на основе синтетических смол и их производных. Эти холсты проклеены поливинилацетатной эмульсией, пластифицированной дибутилсебацинатом, на этой же эмульсии приготовлена и масса для грунта с наполнителем из титановых или цинковых белил.
В 1960 году в лаборатории техники и технологии живописных материалов Ленинградского государственного художественного института имени И. Е. Репина, возглавляемой художником М. М. Девятовым, были разработаны метод и рецептура грунтовки холстов синтетическими материалами. В 1963—1964 годах Художественный фонд СССР изготовил опытные партии грунтованных холстов на синтетических проклейках и грунтах по методу Девятова. На грунтах этого вида была восстановлена часть панорамы «Бородинская битва».
Как же производится проклеивание и нанесение синтетического грунта на холст по методу Девятова?
Вначале обычным способом приготовляется клеевой водный раствор: из осетрового рыбьего клея (на 1 весовую часть сухого клея берут 10—15 весовых частей воды и 0,01 весовой части антисептика — пентахлорфенолята натрия). В готовый клеевой раствор вводится поливинилацетатная эмульсия, пластифицированная дибутилфталатом (2) ; ее берут в количестве 2 весовых частей на 1 весовую часть сухого клея. Состав хорошо перемешивают деревянной лопаткой, слегка подогревают до 20—25° C и жесткой щетинной щеткой достаточно топким и ровным слоем наносят на холст, натянутый на подрамник. Проклейке дают просохнуть в течение суток, зачищают пемзой поверхность холста, удаляя с нее ворсинки и узелки. Естественно, что после обработки пемзой целостность клеевой пленки нарушается и она в значительной степени утрачивает свое назначение.
Поэтому делают вторую проклейку из одной эмульсии ПВА, разжиженной водой в соотношении: 1 весовая часть ПВА на 1,5 весовой части воды. Раствор эмульсии наносят на холст щетинной кистью или щеткой, ровным, тонким слоем при температуре 16—20° C. Холст сушат в течение суток в горизонтальном положении, чтобы не стекла проклейка. Обработанный вторично холст ни в коем случае не пемзуют.
На просохший, проклеенный холст наносят тонким слоем щеткой или щетинной кистью грунтовочную массу, состоящую из смеси 1 весовой части ПВА, 2—4 весовых частей воды, от 0,75 до 1,5 весовой части мела, от 0,75 до 1,5 части сухих цинковых белил. Чтобы приготовить эту смесь, пигменты-наполнители (мел и белила) замачивают в воде и тщательно перемешивают, а затем вводят в полученный состав эмульсию ПВА, разжиженную водой, вновь тщательно перемешивают массу (желательно при помощи эмульсатора) и процеживают через сито.
Массу грунта наносят на проклеенную поверхность холста быстро, но осторожно, стараясь не размыть клеевую пленку. Через сутки можно накладывать второй и третий слои грунта того же состава. В зависимости от вида холста, метода нанесения и назначения грунта количество каждого наполнителя можно увеличить от 0,75 до 1,5 весовой части.
Приготовленным грунтовочным составом, слегка подогретым до 18—20° C, покрывают тонким и ровным слоем холст, втирая его кистью или щеткой в загрунтованную ранее поверхность, пока раствор не станет вязким под кистью или щеткой. Загрунтованный холст сохнет не менее 5 суток, после чего он готов для живописи.
В тех случаях, когда вместо клеевого грунта хотят приготовить эмульсионный, выполняют все операции по проклейке и первой грунтовке точно так же, как это делалось для клеевого грунта, а для второго слоя берут массу того же состава, что и для клеевого грунта, но вводят в нее 0,8 весовой части уплотненного подсолнечного масла и 0,2 весовой части касторового масла вместо глицерина. Грунтовка ведется, как и при изготовлении клеевого грунта. Загрунтованный холст просушивают 4—5 суток.
Если вместо холста берут картон, прессованные из древесины плиты или доски, первую проклейку делают без рыбьего клея, а пользуются эмульсией ПВА, разжиженной водой в соотношении 1:1,5.
Применяя в течение нескольких лет холсты с этим грунтом для учебных работ, выполняемых студентами Художественного института имени И. Е. Репина, а также основываясь на опыте ряда живописцев, М. М. Девятов и многие ленинградские художники убедились в отличном его качестве, во многом превосходящем эмульсионные холсты фабричного изготовления. Холсты с синтетическим грунтом вполне можно рекомендовать для живописных работ.
- ↑ — А. В. Виннер. Материалы и техника живописи советских мастеров. М., издательство «Советский художник», 1958, стр. 98.
- ↑ — В дальнейшем мы будем называть её ПВА. Это поливинилацетатная эмульсия — ГОСТ 1000-2-60, марка СВ, пластифицированная дибутилфталатом.
Клеевой грунт (1 грунтовочный слой)
Компоненты для приготовления клеевого грунта, те, что и для проклейки: клей — желатин, пластификатор — мед или глицерин, антисептик — фенол или другой антисептик. В этому составу добавляется наполнитель, на 0,5 литров воды — 100 гр. сухие цинковые или титановые белила.
В теплый раствор желатинового клея, добавляется пластификатор и антисептик, при непрерывном помешивании, засыпаем сухие белила. Состав клеевого грунта напоминает жидкую сметану.
Проклеенный холст в горизонтальном положении грунтуется флейцем, широкой кистью, небольшой щеткой. Необходимо не перегружать поверхность грунтовочным составом, сохраняется текстура холста, лишний грунт удаляется с поверхности шпателем или стальной линейкой.
После просушки 1 слоя грунта — 12 часов, поверхность слегка обрабатывается наждачной бумагой.
Избыток клея в грунтовочном составе может привести к растрескиванию поверхности, а недостаток клея, создает рыхлый грунт, а в дальнейшем, грунт впитывает больше масла, нарушается прочность связи грунта с красочной поверхностью, рыхлость грунта приводит к жухлости живописи.
Что есть грунт
Грунтов под роспись существует несколько разновидностей, но я пользовалась всего двумя — левкасным и акрилатным.
Левкасный и акрилатный грунт
Левкасный грунт используется преимущественно для икон и иных работ на относительно плоских деревянных поверхностях, и только там, где требуется соблюдение технологии. Подробнее о левкасном грунте читайте в статье об иконописи, где среди всего прочего рассказывается, как приготовить левкасный грунт своими руками в домашних условиях. Акрилатный грунт я использовала только покупной, в банках, и предназначен он для подготовки стен или холста под роспись масляными или акриловыми красками.
На очень качественных заготовках из дерева, имеющих гладкую и хорошо зашкуренную поверхность, можно использовать одну лишь проклейку. О проклейке и отличии проклейки от грунта мы подробно говорили в статье «Проклейка и грунтование». Если есть желание слегка выбелить дерево, в клей можно добавить немного белил. Точных пропорций не скажем, потому что клеевой раствор обычно приготавливается на глаз. Нужно пробовать и смотреть, что получается.
Грунт, особенно многослойный, кроме связующей и защитной функции, помогает скрыть недостатки основы. Особенно это заметно и важно на заготовках, сделанных из оргалита, или на рыхлом дереве. В данном случае грунтовка выполняет функцию шпаклевки. А вот под иконопись деревянные доски специально рыхлят, чтобы сцепление грунта с досчатой основой было прочнейшим.
Чем плотнее и глаже грунт, тем проще на него переносится рисунок с кальки. Однако грунт одновременно с плотностью должен иметь пластичность, иначе от перепадов влажности и температур растрескается.
Вариации составов грунта
Грунтовки для дерева и для холста отличаются как по составу, так и по технологии нанесения, но не намного. Наиболее легкий и самый популярный вариант грунта приготовляется из желатина и мела. Он наиболее универсален, обладает хорошими свойствами, пластичен и прочен, простой в приготовлении и нанесении на поверхность доски или холста. Варьирование прочности и пластичности такого грунта достигается подбором пропорций желатина и мела. Для живописи на холсте мела добавляют значительно меньше, чем для живописи на доске.
Желатин в грунте является клеевой основой, мел — наполнитель. Желатин легко заменяется на другие виды клеев, такие как ПВА, мездра, рыбий клей, казеин и пр., однако мы настоятельно рекомендуем использовать желатин, потому что желатин — высший сорт животного клея, отличающийся большой чистотой и имеющий лучшую гибкость и вязкость.
Цветной грунт и калька
Грунт, кстати, можно делать цветным, добавляя в него колер в процессе приготовления. Думаю, вы об этом догадались и сами.
В ряде случаев переносить рисунок с кальки лучше всего на уже тонированный грунт. Например, в работе над Зеленой Тарой я сначала закатала грунт фоном и уже на фон переносила рисунок с кальки. В данном случае фон можно также рассматривать как грунт. Поступать так рекомендуется тогда, когда фон предполагается сплошной или градиентный, как на тханке Зеленой Тары. Имеется в виду фон достаточно простой.
Если рисунок сложный и имеет большое количество деталей, закатывать фон лучше до переноса рисунка. Так вы избежите головной боли, когда станете обводить краской все контуры, неизбежно их сбивая. Пример сложного рисунка на градиентном фоне грунта показан на иллюстрации.
А раньше. История холста
Это сейчас в магазинах есть все! А вот раньше.
Нет точной информации, когда художники стали использовать холст как основу для живописи. Считается, что холст стал широко применяться с XV века в Италии. До этого рисовали преимущественно на дереве, а ткань если использовали, то во вспомогательных целях. Еще в эпоху средневековья деревянную доску покрывали холстом, пропитанным клеем, это повышало прочность основы и улучшало сцепление с грунтом.
Следом за Италией преимущества рисования на холсте открыли в странах Западной Европы. Случилось это в начале XVI века. Этим нововведением изначально пользовались флорентийские и венецианские живописцы, а затем холст из ткани дошел и до художников северных школ.
Русским иконописцам с XV века была известна технология изготовления небольших икон на склеенном из одного или нескольких слоев холсте. Но только в XVII веке тканевые холсты получили широкое распространение. Преимущественно они использовались для портретной живописи.
В разное время для холста использовались следующие ткани: льняная, конопляная, пеньковая, джутовая, и даже шелк. Также ткани различались и переплетением (полотняное, саржевое).
- Арт Видео (1032)
- Арт идеи (87)
- Арт информация (424)
- Арт история (140)
- Арт новости (686)
- Арт обои (2)
- Арт персоны (66)
- Арт ресурсы (37)
- Арт юмор (25)
- Аукционы (12)
- Багет (42)
- Без рубрики (1539)
- Галереи, Музеи (41)
- Для Взрослых (75)
- Друзья сайта (4)
- Интересные факты (127)
- Интерьер (34)
- Картины (3572)
- Коллекции живописи (1)
- направления (164)
- скульптура (14)
- Техника живописи (111)
- Уроки живописи (25)
- Художники (451)
- цвет жизни (42)
Живопись, картины, художники — Арт блог is proudly powered by
Entries (RSS) and Comments (RSS).